Долгое время считалось, что СССР на Афганской войне сражался исключительно с местными антиправительственными силами. Лишь позднее общественность узнала, что фактически этот конфликт стал очередной ареной противостояния двух сверхдержав: СССР и США. Во время афганской кампании Вашингтон запустил тайную программу "Циклон", в рамках которой моджахеды получили миллиарды долларов и сотни тысяч единиц новейшего вооружения.
Война неизбежна
Официальная дата начала ввода советских войск в Афганистан - 25 декабря 1979 года. Однако фактически СССР был втянут во внутриполитический конфликт в этой стране еще с весны. Уже 3 июля 1979 года президент США Джимми Картер подписал указ, согласно которому противникам просоветского режима Хафизуллы Амина в Афганистане были гарантированы финансирование и любая другая помощь по линии ЦРУ.
Збигнев Бжезинский, на тот момент советник американского президента по национальной безопасности, позднее признавался: "Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают... Секретная операция была отличной идеей. Ее результатом стало заманивание Советского Союза в афганскую ловушку".
Уже после войны американцы подсчитали, что на противостояние СССР в Афганистане было потрачено около 4 млрд долларов. Эта сумма была одобрена Конгрессом США, пишет russian7.ru.
Для перераспределения средств, вооружения и другой материальной помощи было создано специальное Управление материально-технического обеспечения Maktab al Khidamat (МАК), вся работа которого контролировалась отделом ЦРУ (так называемым ISI - Inter-Service Intelligence), отвечавшим за взаимодействие с иностранными разведками.
За финансирование афганских боевиков и иностранных наемников, а также за поставки вооружения непосредственно отвечали несколько высокопоставленных лиц США. Главные из них - директор ЦРУ Уильям Кейси и конгрессмен от штата Техас Чарли Уилсон. Последний, объясняя причину, по которой он решил помогать моджахедам, в интервью "Би-би-си" заявил: "Я был возмущен советским вторжением в небольшую и, очевидно, беззащитную страну... Посещение госпиталей еще более укрепило мое желание нанести ущерб Советам".
Еще один человек, непосредственно участвовавший в помощи афганской оппозиции, - оперативник ЦРУ Густав Авракотос. Он отвечал за обучение моджахедов современным методам ведения войны. Именно по результатам доклада Авракотоса руководством ЦРУ и было принято решение: "устроить для СССР в Афганистане новый Вьетнам".
"Вы создали Франкенштейна"
В 1981 году пост президента США занял Рональд Рейган - закоренелый антисоветчик и убежденный антикоммунист. Еще в 1976 году он произнес: "Коммунизм - это ни экономическая, ни политическая система, это форма безумия, временное отклонение, которое вскоре исчезнет с лица Земли, потому что он противен человеческой природе. Вопрос только в том, сколько ещё бед он принесёт до своей кончины".
Теперь в руках Рейгана оказались инструменты и средства, чтобы нанести удар по Советам в Афганистане. Назвав меры администрации Картера по противодействию русским слабыми, он запустил фазу "активного присутствия США в афганских делах". И делал он это максимально прозрачно. Например, в 1983, 1985 и 1987 годах Вашингтон с официальным визитом посетили лидеры афганских моджахедов, которых Рейган называл в нравственном плане "сопоставимыми с отцами-основателями США".
Американский дипломат, работавший в Госдепартаменте США, Мортон Абрамовиц позднее писал: "В 1985 году нас реально тревожило то, что моджахеды проигрывают, что их численность уменьшается, отряды распадаются. Потери были высоки, а ущерб, который они наносили советским войскам, невелик".
Однако уже на исходе 1980-х многим за океаном стало очевидно, что заигрывание США с радикальными исламистами до добра не доведет. Об этом на встрече с преемником Рейгана - Джорджем Бушем-старшим пророчески сказала премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто: "Вы создали Франкенштейна".
С выводом советских войск война в Афганистане не закончилась. Соединенные Штаты увязли там на долгие десятилетия. Прежние лидеры боевиков погибли или умерли, а с новыми Белый дом не смог наладить диалог. Результатом американского активного присутствия на Ближнем Востоке стало усиление исламского фундаментализма, агрессивный характер разного рода религиозных организаций и взрывной рост международного терроризма.