СЕГОДНЯ 27 Ноября 2021г. ВОЙТИ | ПОМОЩЬ | НАПИСАТЬ НАМ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Твой курьер



Погода, 10 Март
Погода в Минусинске booked.net
-1

Макс.: +2° Мин.: -10°

Влажность: 95%

Ветер: SE - 5 KPH

Погода в Абакане
-1

Макс.: 0° Мин.: -9°

Влажность: 94%

Ветер: SSE - 6 KPH

Погода в Мариинск
+4

Макс.: +4° Мин.: -4°

Влажность: 72%

Ветер: SW - 12 KPH

КАК ПОЯВИЛИСЬ МАТРЕШКИ?

10.11.2021 505

 

Культура России для многих иностранцев состоит из нескольких вещей:  водки, бани и матрешки. Любой иностранец, приезжающий в Москву или любой другой российский город, обязательно увозит с собой национальный русский сувенир - матрёшку. Как она появилась в России, рассказала Анас­тасия Войко, автор портала "Культура.РФ".

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый "русский стиль". Посуду, предметы быта и интерье­ра стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки. 

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин "Детское воспитание". Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь трудился и создатель первой матрешки Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной матрёшки. По одной из них, на создание игрушки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова - Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов Ситифукудзин ("семь богов счастья"). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах - Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел игрушку, похожую на матрешку, в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

По эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники "Детского воспитания", имена которых неизвестны. 

Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит "мать семейства".

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине "Детское воспитание", но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например, деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде усовершенствовали технологию изготовления мат­решек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. 

В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя: повести "Тарас Бульба" и пьесе "Ревизор". А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полховский Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.  

Понравилась статья?
поделись ссылкой:
Комментариев 0
Оставить свой



Сегодня принято
объявлений:
18