СЕГОДНЯ 26 Февраля 2021г. ВОЙТИ | ПОМОЩЬ | НАПИСАТЬ НАМ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Твой курьер



ПОЧЕМУ В МУЗЕЯХ ВСЕ ДОСПЕХИ ЦЕЛЫЕ И МЕЧИ БЕЗ СЛЕДОВ УДАРОВ?

21.01.2021 2001

Один из излюбленных аргументов многих адептов альтер­нативно-исторических учений в пользу того, что "вся официальная история - подделка!" - это сравнительная редкость, с которой встречаются в музеях средневековые доспехи и оружие со следами ударов, полученных в боях. "Ага-а, - радостно вопят альтернативщики, - точно вам говорим - все доспехи в XIX веке на Малой Арнаутской сделали и по музеям всего мира распихали - потому и выглядят как новенькие!" И ведь, что интересно, кто-то ж верит... 

Для начала - немного о принципах пополнения музеев средневековым вооружением. Все оно, по сути, делится на два вида: это либо оружие, найденное в земле, либо оружие, которое когда-то изначально было частью чьей-то коллекции. Результаты археологических находок обычно выглядят примерно так:

И здесь весьма сложно судить о наличии боевых повреждений, поскольку металл поела коррозия. Хотя на мече можно отметить зарубины на сильной части клинка, довольно похожие на такие, какие оставил бы другой меч в случае вынужденного парирования лезвием...)

Другая часть оружейных экспозиций, обычно выставляющаяся в музеях, - это оружие, которое когда-то либо было частью личных коллекций богатых людей, и, соответственно, стояло и лежало в замках на бархатных подушечках либо было взято как трофей - и опять-таки попало в чью-то частную коллекцию, где служило для памяти потомков - "а вот эту саблю я в бою с турка взял", либо было наградным или церемониальным... В общем, что-то в этом духе.

Вы учтите, что исторические музеи как таковые вообще начинают появляться в среднем со второй половины XVIII века. До этого никому особенно не приходило в голову выставлять подобные вещи на всеобщее обозрение. Аристократы хранили старинное оружие как память, и объекты их коллекционирования, по сути, довольно редко воевали. 

Есть тенденция: чем дальше вглубь веков, тем меньше попадается оружия и брони в действительно хорошей сохранности. Потому что в древности никому было не нужно это дело сохранять. 

Вот современный солдат тащит в музей пробитый бронежилет? Нет - он меняет бронепластины и продолжает его носить, либо, если ремонту не подлежит, броня отправляется на списание.

Вот и в старину было так же. Доспехи, в которых часто воевали, дуэлировали и т.п., в конце концов отправлялись либо в ремонт, либо в переплавку. Они стоили так дорого, что заказывать новые, а старые сохранять как память могли себе позволить только очень обеспеченные люди. И люди эти самые отправляли в запасники своих арсеналов доспехи хорошие, достойно выглядевшие, чтоб перед потомками не стыдно было. А изрубленную в бою броню или оружие... Зачем?

Точно так же в музеях попадается оружие, которое было частью боевых арсеналов, но повоевать которому не довелось, и поэтому оно сохранило презентабельный вид.

Специально сохранять "на память" для потомков поврежденные доспехи начали только тогда, когда они стали сравнительно массовыми. Вот, например, шлем XVI века, пробитый пулей:

Кроме того, в музеях включается уже современный социальный фактор: на обозрение предпочитают выставлять самые красивые, наилучшей сохранности экспонаты. Просто потому, что они лучше смотрятся. Поврежденными выставляются только совсем уж уникальные вещи, вроде, например, изрубленной русской кольчуги из Воронежского музея.

//zen.yandex.ru

Понравилась статья?
поделись ссылкой:
Комментариев 0
Оставить свой



Сегодня принято
объявлений:
51