СЕГОДНЯ 25 Января 2021г. ВОЙТИ | ПОМОЩЬ | НАПИСАТЬ НАМ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Твой курьер



 

КАК НОВЫЙ ГОД СТАЛ ГЛАВНЫМ СОВЕТСКИМ И РОССИЙСКИМ ТОРЖЕСТВОМ

29.12.2020 3312

Каждый раз под Новый год, наблюдая за окружающими, хочется спросить: Зачем это все? Чему мы радуемся, почему выполняем одни и те же ритуалы, едим одни и те же салаты, почти непременно наряжаем елку, слушаем поздравление президента и пьем шампанское под куранты? Откуда взялся каждый этот ритуал? Становление новогодних традиций от начала XX века до наших дней - в материале "Ленты.ру".

Борьба с буржуазными пережитками

Те, кто интересовался вопросом, возможно, знают, что до определенного момента советская власть вроде бы пыталась бороться с Рождеством и елкой, а потом вроде бы первый секретарь Киевского обкома ВКП(б) Павел Постышев в 1935 году написал статью с призывом праздновать новый пролетарский праздник - Новый год. Ну и стали праздновать.

В реальности, конечно, все было не совсем так. С самого начала советская власть пыталась полностью перестроить праздничную систему, объявив старые праздники религиозно-буржуазными, а значит, чуждыми гражданам молодой республики - и Рождество в том числе.

Тем не менее, от елки и игрушек не спешили отказываться. Их очень часто использовали в оформлении других торжеств. Так, например, елку наряжали на годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.

Впрочем, изначально цель отказаться от празднования Рождества не стояла. Интересно, что во время антирелигиозной кампании 1922-1924 годов практически везде проводилось празднование "комсомольской елки" или "комсомольского рождества". В это время на елках и соснах красовались враги пролетариата: Юденич, Деникин, Махно, а также всевозможные обезличенные буржуи и карикатурные религиоз­ные деятели. Однако желаемого результата эта кампания не дала, наоборот, укрепив традицию празднования православного Рождества.

Нарядил ёлку - прочь из комсомола!

Передохнув пару лет, государство в 1928-1929 годах снова активно взялось за борьбу с религией. В 1929 году был утвержден "непрерывный" рабочий год с рабочей неделей, где единственный выходной приходился на пятый день. Никаких суббот и воскресений, и уж тем более старых праздников.

По всей стране ширилось движение "безбожников", а за "буржуазный символ" на Новый год - елку - запросто могли исключить из комсомола. Антирождественские плакаты того времени призывали вместо старорежимного празднования вставать на лыжи, укреп­ляя дух и тело. В рамках кампании унич­тожались елочные игрушки, а на артели, выпускающие их, активно "стучали" в прессе, призывая общественность и соответствующие органы разобраться с идеологически ненадежными товарищами, что эти самые органы делали с огромным рвением.

Клеймили позором и образ Деда Мороза - вплоть до того, что советские педагоги публиковали статьи о том, что он "пугает детей", а значит, от него следует отказаться. Конечно, такая активная пропаганда приносила свои плоды. Сальникова приводит высказывания детей того времени: "У меня елочные игрушки есть - я их все в печке сожгу" и "буржуй стоял около елки, а красноармеец зарядил патроны и прямо в него".

Однако это видимая сторона дела. А дома большинство, отходив на "безбожной" демонстрации с антирелигиоз­ными лозунгами, все так же наряжало елку и собиралось на новогодний ужин.

Вот тут как раз и вступает в действие Постышев, опубликовавший накануне нового 1936 года в газете "Правда" статью, где призвал положить конец "этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей".

Жить стало веселее!

Как отмечает в своей статье писатель, биограф Федор Раззаков, официальная легенда о том, что именно Постышев обратился с таким предложением к Сталину, скорее всего, не более чем миф. В реаль­ности же, вероятно, это было коллективное решение Политбюро. В середине 30-х, когда был выдвинут лозунг "Жить стало лучше, жить стало веселее!", его надо было чем-то подкрепить, и бывшее рождественское, а теперь уже новогоднее веселье виделось руководству страны и как олицетворение этого веселья, и как мостик между прошлым и настоящим.

Так в одночасье у трудящихся вновь появился праздник в конце года, а во всех детских учреждениях прошли первые официальные новогодние елки. Уже через год в зале Дома союзов состоялась и всесоюзная елка, на которую пригласили лучших учеников страны, где впервые появился реабилитированный Дед Мороз в окружении Снегурочек, которых изображали школьницы-отличницы. Когда ку­ранты пробили полночь, он взмахнул волшебной палочкой и зажег огни на новогодней елке, подняв бокал "Советского шампанского" Донского завода, массовый выпуск которого был налажен в 1937 году. Начало новой традиции, на этот раз с радостью встреченной населением страны, было положено...

Понравилась статья?
поделись ссылкой:
Комментариев 0
Оставить свой



Сегодня принято
объявлений:
8