СЕГОДНЯ 03 Марта 2021г. ВОЙТИ | ПОМОЩЬ | НАПИСАТЬ НАМ

ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Твой курьер



Педагогическая евгеника

15.02.2016 997

Удивительное дело: в последние годы (особенно заметно именно теперь) чиновники от образования, всевозможные ректоры и "супер-учителя" только и делают, что убеждают общество в том, что надо срочно озаботиться "выявлением и поддержкой талантливой молодежи".

Когда наблюдаешь это удивительное движение "за таланты против бесталанности", невольно вспоминаются труды классиков педагогики и, что еще более важно, практика так часто вспоминаемой сегодня в позитивном качестве "старой русской (или советской) школы", способной обеспечить успешное и качественное обучение миллионов детей, без всякого деления на "талантливых" и "простых".

Если покопаться в архивах и провести анализ результативности учебных достижений учащихся массовой школы за 80-летний период, начиная с 30-х годов, то получается, что основным фактором, влияющим на развитие творческого, инженерного, интеллектуального потенциала страны, была вовсе не ставка на каких-то эфемерных "талантливых детей"!
 На качество обучения влияла именно целенаправленная работа с массовым школьником, создание условий, при которых каждый, подчеркиваю – именно любой и каждый, мог получить качественное образование в обычной школе. Школа успешно обучала без всякой фашистской, по своей сути, концепции "выявления талантов" и "отбора лучших из лучших". А сегодня мы наблюдаем бурно развивающуюся педагогическую евгенику в её чистом, незамутненном виде. 

Любой грамотный и имеющий опыт работы педагог скажет: самый заурядный ребенок со временем может "вдруг" стать великим ученым, а пестуемые с детства "таланты" очень часто (и это факт) оказываются в зрелые годы самыми бесперспективными и бессмысленными работниками и людьми. За примерами далеко ходить не надо - возьмите список двух-трех десятков выдающихся людей и посмотрите отклики о них со стороны их школьных учителей и, наоборот, попробуйте проследить судьбу такого же числа "юных дарований" прошлого - хоть в музыке, хоть в инженерном творчестве. Вы удивитесь, насколько зеркально будут выглядеть эти списки… Педагогика давно знает этот феномен: невозможно гарантировать или хотя бы с высокой степенью точности прогнозировать будущее выявляемых в школьные годы "талантов", а значит, делать ставку на такое "социальное проектирование". Это антинаучно и вредно с педагогической точки зрения! Не говоря уже о моральной стороне вопроса.

Однако, невзирая на это, наши "ученые" умы в один голос поют в уши чиновникам, а те - высшему руководству страны, что надо тратить средства на выявление и поддержание "талантов". Объяснение этому самое простое: деньги, освоение бюджетов. Для "ученых" это поле "научной деятельности", на которую нужны средства и ставки, где можно любую чушь выдать за научное открытие и приблизиться к вожделенному пожизненному статусу академика педнаук. Беспроигрышное поле деятельности, поддерживаемой чиновниками – все же говорят, что надо "поддерживать таланты". А как их поддерживать без науки?

Для чиновников и организаторов образования эта тема - источник бюджетных ассигнований на "развитие системы", ведь куда проще обосновать траты ресурсов на десяток "суперэлитных" школ! Тут несложно собрать сильную гвардию действительно успешных учителей. Сюда  понятно как отбирать учеников - хоть по размеру кошелька родителей, хоть по форме ушной раковины – какая разница? А самое важное - результат же очевидно будет выше, чем в любой другой "простой" школе, поскольку, вливая в любого, даже самого лопоухого бездельника, усилия элитных гвардейских наставников (коучеров, тьюторов, свитчеров, мамчеров и папчеров - главное позаумнее должности придумать), из него можно получить вполне пристойного ученика, по уровню образованности почти дотягивающего до стандарта "таланта".

Бизнес по своей сути - это вообще-то грязное дело с моральной точки зрения. А бизнес на образовании - очевидно дьявольское начинание. И не надо закрывать глаза на это, делать вид, что никто ничего не понимает. В свое время фашистов осудили и поставили вне закона всем миром именно за суть их идеологии. А нынешним евгеникам от педагогики мы позволяем делать то же самое и молчим? Посмотрите фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" и переложите его текст на концепцию "выявления талантов". Жестко? Да! Но ведь речь идет о наших детях, не о чужих, марсианских!
Может, хватит пилить деньги, и пора задуматься о будущем, например, взглянув в прошлое? Там есть чему поучиться, а учиться никогда не поздно и не грешно.
Николай Стариков 
//nstarikov.livejournal.com


Евгеника (от греч. "породистый") - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. 
Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Оно зародилось в Англии, его лидер - Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин "евгеника". 
Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение "нежелательных" социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.
//ru.wikipedia.org

Понравилась статья?
поделись ссылкой:
Комментариев 0
Оставить свой



Сегодня принято
объявлений:
19